Финансовая грамотность
Финансовая грамотность – это совокупность знаний об устройстве рынка денег, товаров и услуг, а также умение правильно распоряжаться денежными средствами, вкладывать их для получения дополнительного дохода и улучшения качества жизни.
ДОКУМЕНТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р Открыть(.pdf)
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2021 № 425 «Об утверждении Основных направлений повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021-2024 годы» Открыть(.pdf)
- Распоряжение комитета по образованию от 03.11.2022 № 2177-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017/2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год». Открыть(.pdf)
- План мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной 25 сентября 2017 года правительством РФ Открыть(.pdf)
- План мероприятий по повышению финансовой грамотности на 2022-2023 учебный год Открыть(.pdf)
МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Контрольные измерительные материалы 5 – 7 классы (инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях(основное общее образование)) Открыть(.pdf)
- Учебная программа Финансовая грамотность ФГОС ООО 5 -7 классы Открыть(.pdf)
- Рабочая тетрадь Финансовая грамотность ФГОС ООО 5 -7 классы Открыть(.pdf)
- Материалы для учащихся Финансовая грамотность ФГОС ООО 5 -7 классы Открыть(.pdf)
- Материалы для родителей Финансовая грамотность ФГОС ООО 5 -7 классы Открыть(.pdf)
- Методические рекомендации для учителя Финансовая грамотность ФГОС ООО 5 -7 классы Открыть(.pdf)
Финансовая грамотность для школьников
Повышение финансовой грамотности в начальной школе
С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.
В это время хорошо приучить ребенка вести дневник “доходов-расходов”. В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:
- научите ценить и управлять деньгами;
- повысите уровень его ответственности и аккуратности;
- потренируете навыки вычисления.
Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления. Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.
Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:
- размен монеток;
- «Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;
- «Профессии» с выплатой «зарплаты».
Подростковый возраст и финансы
На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды. Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки. Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.
В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).
Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:
- посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);
- оплата платежек ЖКХ;
- планирование финансов (например, предложить самостоятельно составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);
- выпуск банковской карты.
Банковские карты для школьников
Очень важно в период развития электронной коммерции научить ребенка пользоваться банковскими картами.
Важно на этом этапе объяснить технику безопасности при снятие денег в банке или банкомате, ответственность за передачу личных данных и другие аспекты.
В настоящее время существует ряд банковских продуктов, специально рассчитанных на молодежь.